Велопутешествие по Германии: 750 километров от Берлина до Берлина

Велопутешествие по Германии: 750 километров от Берлина до Берлина

В этом году для майской велопоездки была выбрана Германия. Возможности для путешествия по Германии на велосипеде практически безграничны, но в нашем распоряжении было только 12 дней, так что с планированием маршрута пришлось постараться (говорю и буду говорить эту фразу в каждом обзорном посте).

veloputeshestvie_po_germanii_obzor01

Маршрут

Составление маршрута осложнялось тем, что я не то чтобы очень большой знаток Германии, и поэтому было очень сложно выбрать, что именно мне хочется посмотреть во время велопоездки. Карта немецких велодорог не помогала: выяснилось, что все дороги в Германии — велосипедные. Можно быть абсолютно уверенным в том, что даже в самом богом забытом уголке этой страны, посреди чистого поля, обязательно найдется несколько километров отборнейшей велодороги. Как в таких нечеловеческих условиях можно вообще что-то выбрать?

Я хаотично металась от одного маршрута к другому, но в итоге ограничила область поисков Берлином и окрестностями (раз уж билеты были куплены именно туда). Во время прошлогодней велопоездки по Бургундии мы уже опробовали круговой маршрут без дополнительного транспорта, и я решила повторить похожий маршрут и в этот раз. Стоит ли говорить, что как только я выбрала Берлин в качестве начальной и конечной точки, дороги по Рейну и Майну стали казаться мне гораздо более захватывающими?

Велопутешествие по Германии: наш маршрут, похожий на гигантский гриб-мутант.
Велопутешествие по Германии: наш маршрут, похожий на гигантский гриб-мутант.

В планировании мне помогал сайт germany.travel. Точнее, сначала он помогал, а потом невероятно бесил. Плюсы в том, что там можно скачать путеводитель по всем-всем-всем веломаршрутам Германии. Помимо подробного описания каждого маршрута, в путеводителе также стоит его рейтинг в немецкой ассоциации велосипедистов AFDC. Наивысшая отметка — 4 звездочки, такие дороги считаются самыми лучшими, удобными и продуманными. Также в путеводителе указана сложность, общая протяженность дороги и перечислены основые достопримечательности по пути. К сожалению, у сайта есть и минусы, главный из которых — отсутствие gpx-треков или хотя бы описаний стадий маршрута. Когда речь идет о тысячекилометровой дороге, хотелось бы большей конкретики:)

В Берлине начинается и заканчивается дикое количество велодорог любого уровня, сложности и длины, но, к сожалению, ни одна из них не подходила нам. В результате я скомпоновала два маршрута, и это оказалось идеальным вариантом: решено было колесить по Восточной Германии и сначала ехать вдоль реки Шпрее в местность под названием Шпреевальд, а потом переметнуться на маршрут по земле Бранденбург, который так и называется Тур Бранденбург. По расчетам моим и гугла получалось что-то около 630 километров, по факту получилось 750.

Велопутешествие по Германии и веломост в лесу.
Велопутешествие по Германии и веломост в лесу.

Есть сайт с подробнейшим описанием каждого куска дороги в Тур Бранденбург, там же можно взять и gpx треки по всему маршруту. По большей части там все верно, только к нескольких треках я заметила расхождение с официальной дорогой. Можно поступить проще и скачать наши треки: весь маршрут получился у меня в трех частях, потому что гугл не давал добавлять метки.

На велосипеде по Германии, часть 1. Скачать трек маршрута.
На велосипеде по Германии, часть 2. Скачать трек маршрута.
На велосипеде по Германии, часть 3. Скачать трек маршрута.

Дороги

Что и говорить, по дорогам в Германии велосипед едет практически сам. В один день мы даже наконец-то проехали больше 100 километров! Это был психологический рубеж, который очень хотелось преодолеть, и вот Велогермания предоставила такую возможность:)

Велопутешествие по Германии. Идеальные дороги для автомобилистов и велосипедистов.
Велопутешествие по Германии. Идеальные дороги для автомобилистов и велосипедистов.

Весь наш маршрут, за исключением двух дней, проходил почти без каких-либо перепадов высоты. Качество дорожного покрытия такое, что хотелось слезть с велосипеда и припасть к этому идеальному асфальту. Только мысль о том, что я могу помешать коллегам-велосипедистам, останавливала меня от такого поступка. Конечно, встречались и многокилометровые участки в сельской местности, но даже там не было никаких ухабов, ям и рытвин. Особенно меня впечатлил день, когда только-только прошел сильнейший дождь с градом, мы въехали в дремучий лес, где мало того, что лежал прекрасный асфальт, так на нем не было ни одной, клянусь, ни одной даже самой маленькой лужицы! Как тут не вспомнить затопленные переходы метро в родной Москве после майских гроз и дождей.

Велопутешествие по Германии. Идеальные дороги для автомобилистов и велосипедистов.
Велопутешествие по Германии. Идеальные дороги для автомобилистов и велосипедистов.

Указатели и разметка

Меня удивило, что велодороги Германии размечены не так идеально, как могли бы:) Сравнивать с Англией бесполезно: там и велодорог-то особых нет, но зато можно сравнить с образцовой в этом отношении Францией. Я часто читала на французских велофорумах, как путешественники ругаются на разметку: то они пропускают повороты, то указатель был повернут не на 90 градусов, а на 89, то еще какие-то очень существенные проблемы встретились им на пути. Представляю, что эти путешественники сказали бы о нашем маршруте в Германии: наверное, заблудились бы в каком-нибудь одиноком лесу и остались бы там навсегда, так как указатели были, мягко говоря, неоднозначны. Где-то они врали насчет километража, где-то пытались увести в неведомые дали, где-то просто сбивали с толку. В общем, без хорошей карты или хороших треков не обойтись.

Велопутешествие по Германии. Хитрый указатель, согласно которому до города Люббен то ли 8, то ли 11 километров.
Велопутешествие по Германии. Хитрый указатель, согласно которому до города Люббен то ли 8, то ли 11 километров.

Велосипеды

Про наш прекрасный прокат я уже писала в отдельном посте, но на всякий случай расскажу еще о нескольких прокатных конторах, где можно взять нормальные велосипеды на долгий срок.

Одним из самых популярных в Берлине считается прокат Fahrradstation. Треккинговый велосипед на неделю обойдется в 60 евро, но если забронировать велики онлайн, то на весь заказ сделают 10% скидки. За дополнительные 2 евро в день в прокат можно также взять и самые незаменимые сумки для багажа Ortlieb (пост о которых я вовсю готовлю). А для тех, кто собирается проехаться по маршруту Берлин-Копенгаген в Fahrradstation действует уникальное предложение: взять велосипед в Берлине и сдать в Копенгагене! Правда, стоит этот немножко невменяемых денег: 199 евро на неделю, 229 евро за 10 дней и 259 евро за 14 недели. Легче, по-моему, купить в Берлине подержанный байк и бросить его в Копенгагене. Отзывы на трипэдвайзоре остановили меня от онлайн-бронирования в этом прокате, так как некоторые люди жаловались на хамство и забывчивость персонала и на отсутствие велосипедов в нужное время в нужном месте.

Велопутешествие по Германии. Наши красавцы из проката Berlin on Bike.
Велопутешествие по Германии. Наши красавцы из проката Berlin on Bike.

О прокате Alex Rent a Bike отзывы были почти только положительные. Эта компания также проводит туры по Берлину и дает в аренду ситибайки (15 евро в день) и треккинговые велосипеды. К сожалению, сток у них небольшой, так что бронировать надо заранее.

Еще один прокат, который меня заинтересовал — Potsdam per Pedales. Цена за велосипед в день — 12.5 евро, за неделю — 65 евро, взять их можно либо на главном вокзале Постдама, либо на потсдамской станции Griebnitzsee. Самый большой плюс проката в том, что они обещают доставку велосипедов в любое место Берлина или Потсдама всего за 3 евро в одну сторону или за 5 евро в обе. Чтобы воспользоваться доставкой, стоимость проката должна превышать 100 евро (то есть, достаточно взять два велосипеда на неделю, и за небольшую сумму их доставят прям к подъезду).

Велопутешествие по Германии. Велосипеды бывают на любой вкус, даже с двумя седлами.
Велопутешествие по Германии. Велосипеды бывают на любой вкус, даже с двумя седлами.

Отели

Подбор жилья для нашего велопутешествия — это был тот еще квест! Сначала мне показалось, что все будет элементарно, ведь в Германии есть штука, которая называется Bett+bike. Bett+bike — это отели, которые были аккредитованы немецкой ассоциацией велосипедистов. Чтобы отель мог с гордостью сообщить, что он входит в сеть bett+bike, он должен соответсвовать нескольким условиям: там есть место для хранения велосипедов, возможность выстирать и высушить одежду, ремонтный набор и наличие мастерской неподалеку, карты велодорожек и прочие необходимые велосипедисту вещи. Но, как оказалось, такие отели и пансионы стоят гораздо дороже, чем те, на которых вывески bett+bike нет. Да и к тому же, в деревушках по нашему маршруту иногда вообще отелей не было, не то что аккредитованных ассоциацией велосипедистов.

Велопутешествие по Германии и велосипед у велобара (веловеловеловеловело).
Велопутешествие по Германии и велосипед у велобара (веловеловеловеловело).

Букинг тоже помочь ничем не мог. Оставалось обратиться к официальным сайтам городов, которые мы собирались проезжать. Вооружившись гугл-переводчиком и большим запасом терпения, я приступила к делу. Приходилось составлять списки и выписывать все имеющиеся отели, пансионы и комнаты, но при этом не было никакого способа посмотреть фотографии или почитать отзывы: при выборе я руководствовалась здравым смыслом (один раз он меня все-таки подвел) и удачей. Как только список был составлен, я начала массовую рассылку писем с вопросами о доступных комнатах, цене, завтраке и возможности оставить велосипед. Из 30-40 писем я получила ответ три раза, остальные хозяева просто игнорировали мое существование. Наверное, потому что писала я по-английски.

Велопутешествие по Германии. Пейзаж по дороге.
Велопутешествие по Германии. Пейзаж по дороге.

Тут на помощь пришла подруга, составившая вежливое письмо на немецком с теми же самыми вопросами и процесс пошел. Отвечали хозяева очень медленно, приблизительно на ответ требовалось 2-3 дня, но в итоге мы смогли найти места для ночевки во всех городах. Некоторые пансионы были просто отличными, другие — попроще, один — ужасным (об этом потом). При бронировании можно ориентироваться на среднюю цену в 45-55 евро за номер с завтраком.

Велопутешествие по Германии. Ромашки у пансиона в Бад Либенверде.
Велопутешествие по Германии. Ромашки у пансиона в Бад Либенверде.

Интернет и платежные карты

Кто бы мог подумать, что в 21 веке я буду писать про необходимость иметь с собой наличные деньги в одной из самых развитых европейских стран! Факты таковы, что если вы едете в долгое путешествие по Восточной Германии — “не держите деньги в сберегательной кассе”, а носите их с собой. За все время нашей велопоездки нам удалось воспользоваться картой всего два раза! Я вообще привыкла к тому, что в маленьких пансионах проще заплатить наличными, но чтобы карты не принимали в ресторанах и магазинах? Причем, не в каком-то одном, а во всех? Банкоматы тоже есть не везде, так что лучше заранее знать, где они встретятся на пути (ну или сразу иметь при себе необходимую сумму).

Велопутешествие по Германии. Смешных указателей в Восточной Германии больше, чем банкоматов:)
Велопутешествие по Германии. Смешных указателей в Восточной Германии больше, чем банкоматов:)

Вторым сюрпризом стало повсеместное отсутствие интернета. Я, честно говоря, была этому только рада: никакой ненужной информации и соц.сеточек, а только мы, велосипеды и природа, но все равно было удивительно. В инет мы смогли выйти только в начале велопутешествия в Берлине, через три дня в городе Пайце и уже под конец поездки в Потсдаме. При этом когда в Пайце я зашла проверить почту, то увидела несколько тревожных сообщений от друзей, которые волновались из-за того, что я так долго не выхожу на связь. Некуда укрыться в современном мире:)

Велопутешествие по Германии. Велосипедисты бывают разными.
Велопутешествие по Германии. Велосипедисты бывают разными.

Язык

Продолжая тему сюрпризов: никто во время этой поездки не говорил с нами по-английски (и по-французски, по-испански, по-чешски тоже)! Я, конечно, тут же нашла в этом несомненный плюс: в кои-то веки не надо было ни с кем общаться, достаточно было сказать свою коронную фразу “фруштюк ахт ухр” (что по моему мнению значит “не соблаговолите ли вы подать нам вкуснейший завтрак в восемь часов утра?”) и на этом все. Никаких вопросов о том, откуда мы, куда мы едем, сколько проехали, сколько планируем проехать, чем мы занимаемся и чем не занимаемся: ничего! Вообще иногда я любитель поболтать, но, оказывается, НЕ болтать я любитель еще больше.

Велопутешествие по Германии. Где-то в сельской местности.
Велопутешествие по Германии. Где-то в сельской местности.

При этом некоторые хозяева были очень дружелюбными и коммуницировать с ними было хоть и не очень просто, но всегда весело, а некоторые были ужасно угрюмыми, сразу сообщали нам, что раз мы не шпрехен зе дойч, то и нечего вообще с нами церемониться. С немцами же, которые жили в том же отеле, они могли весело щебетать и хохотать каждую секунду. Но мы на них не в обиде.

Велопутешествие  по Германии. Даже на стенах домов есть изображения велосипедов.
Велопутешествие по Германии. Даже на стенах домов есть изображения велосипедов.

Погода

Мы ждали дождей, потому что май всегда к этому располагает, но Германия порадовала и в этом плане! Под дождь мы попали только один раз, да и то назвать это дождем язык не поворачивается (после пережитого в Англии:), так, покапало пять минут. Правда, потом выяснилось, что в нескольких километрах от нас шел град, но когда мы туда доехали, все уже почти кончилось. От второго града мы спаслись в ресторане: в начале нашей трапезы все вокруг бушевало, а в конце как по заказу снова выглянуло солнце. Конечно, раз на раз не приходится, погода к начале мая может быть очень непредсказуемой, так что если вы соберетесь в майские велопутешествие — не забудьте дождевики и ветровки!

Велопутешествие по Германии. Результат майского града.
Велопутешествие по Германии. Результат майского града.

Итог

Велопоездка получилась наиотличнейшей! Маршрут подойдет велосипедистам любого возраста и тем, кто едет в велопутешествие в первый раз. Благодаря хорошим дорогам можно запросто планировать расстояния от 80 километров: времени хватит и на то, чтобы спокойно покататься и на осмотр городков и достопримечательностей. А посмотреть есть на что: Берлин, Потсдам, реки Эльстер и Шпрее, многочисленные маленькие каналы, потрясающий био-заповедник Шпревальд, Лужицкие озера, средневековые городки, огромные ветряки, поля рапса, хвойные леса и идеальный велорайон Нижний Флеминг. Ну и, конечно, дополнительным плюсом в поездке послужат отличная еда и вкуснейшее пиво:)

veloputeshestvie_po_germanii_obzor21

Comments

comments

One thought on “Велопутешествие по Германии: 750 километров от Берлина до Берлина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *