Копенгаген и велосипеды

Копенгаген и велосипеды

ЧТо может быть лучше катания на велосипеде? Только катание на велосипеде в полностью приспособленном для этого прекрасного занятия городе. Копенгагенские условия для велосипедистов в 2015 году признаны лучшими в мире, и на это есть все основания.
kopenhagen_velosipedy03

Велостатистика

За день все велосипедисты Копенгагена проезжают расстояние почти в полтора миллиона километров! В некоторых местах города стоят счетики, где можно посмотреть количество велосипедистов и километров за этот день.

Больше половины жителей Копенгагена ездят на работу или на учебу на велосипеде.

Счетчик на мосту сообщает, сколько велосипедов проехало здесь за день и за год, а также желает приятной поездки и благодарит за выбор велосипеда в качестве транспорта.
Счетчик на мосту сообщает, сколько велосипедов проехало здесь за день и за год, а также желает приятной поездки и благодарит за выбор велосипеда в качестве транспорта.

В Копенгагене проложено 454 километра велополос.

В городе насчитывается больше велосипедов, чем людей.

В Копенгагене 40000 грузовых велосипедов.

И, наконец, мое любимое: 63% всех членов датского парламента, который расположен в центре Копенгагена, ездят на работу на велосипеде.

Велопарковка в Копенгагене. Фото Procsilas Moscas.
Велопарковка в Копенгагене. Фото Procsilas Moscas.

Велотрафик

Невероятно, но факт: туристам не рекомендуют кататься на велосипеде в часы пик. Вроде как в это время опытные местные велосипедисты гонят на работу или домой с большой скоростью и терпеть не могут туристов, не знающих дорогу и вальяжно ползущих на своих арендованных велосипедах. Начитавшись этих ужасов, я и сама была не уверена, что хочу попадать в велотрафик, так как, например, в Берлине чувствовала небольшой стресс во время езды по городу. В Копенгагене же — условия идеальны: все дороги, перекрестки, сложные места размечены, переходы для пешеходов и велосипедистов разные, светофоры показывают повороты, места для обгонов полно, все едут и никто никому не доставляет неприятностей. Так бы всю жизнь там и каталась.

Даже вороны в Копенгагене предпочитают велосипеды.
Даже вороны в Копенгагене предпочитают велосипеды.

Велодороги

Мы вдоволь покатались по Копенгагену и пригородам и сделали вывод, что велосипедистом в Копенгагене быть гораздо круче, чем пешеходом. Я поняла это в самый первый день, пока мы еще не взяли велик в прокате: пешеходные полосы оказались более узкими и неудобными, чем велополосы. Мне вообще показалось, что беднягам пешеходам приходится ютиться, в то время как велосипедисты рассекают как короли. И это на самом деле так. Сейчас стандарт велополосы — 2.5 метра. Это сделано для возможности двух людей ехать рядом друг с другом, а также для обгонов. Постепенно вводится новый стандарт, где велополоса будет уже шириной 2.8 метра, чтобы три велосипедиста могли ехать рядом (или двое+тот, кто обгоняет).

Круглый мост (Cirkelbroen) в Копенгагене. Официальное фото дизайнерского бюро Олафура Элиассона.
Круглый мост (Cirkelbroen) в Копенгагене. Официальное фото дизайнерского бюро Олафура Элиассона.

Помимо стандартных велополос в Копенгагене постоянно появляются новые выделенные велодороги и даже мосты. Например, в августе 2015 на канале Christianhavn открылся пешеходно-велосипедный мост Cirkelbroen. Также идет разработка дорог, которые будут соединять Копенгаген с пригородами, так как — сюрприз, сюрприз — копенгагенские велосипедисты недовольны тем, что им приходится часто останавливаться на светофорах, так что было бы круто иметь выделенные только для велосипедистов дороги.

Круглый мост (Cirkelbroen) в Копенгагене. Официальное фото дизайнерского бюро Олафура Элиассона.
Круглый мост (Cirkelbroen) в Копенгагене. Официальное фото дизайнерского бюро Олафура Элиассона.

Велоштрафы

В Дании к велосипедистам применяются достаточно строгие правила дорожного движения, а все нарушения этих правил делятся на две категории: серьезное нарушение и не очень серьезное нарушение. В первом случае придется заплатить 1000 датских крон (10000 рублей), во втором — “всего” 700 крон (7000 рублей). При этом, один велосипед может нарушить правила несколько раз одновременно, и тогда штрафы суммируются (например, нет фонарей и спереди, и сзади).

Следующие нарушения стоят 700 крон: пижонская езда без рук (про пижонскую в правилах ни слова, это мое скромное мнение), езда по тротуару, вдвоем на велосипеде (каждый участник заплатит по 700 крон), езда без фонарей, без тормозов и светоотражателей, езда через пешеходный переход. Последние 700 крон вам впаяют, если во время движения вы не показываете жестами поворот или остановку.

Ну а если вы будете катить на красный свет против движения, болтая по мобильному и отказываясь уступить дорогу приближающемуся трафику, то это уже будет стоить 1000 крон за каждое из таких нарушений.

Грозный нарушитель копенгагенских правил.
Грозный нарушитель копенгагенских правил.

Еще очень смешное нарушение — езда со сломанным звонком! Оно, правда, бесплатное и грозит только устным предупреждением. Не очень понятно, как блюстители порядка будут определять, работает звонок или нет. Может быть, я им не пользуюсь принципиально?

Кстати, мы ни разу не видели, чтобы хоть кого-то остановили за нарушение правил, хотя таких было предостаточно. Мне показалось, что самое частое нарушение —езда без фонарей в темное время суток, а так, в основном, все ведут себя на дороге прилично.

Велокражи

Велосипеды в Копенгагене крадут, и все с этим не то чтобы мирятся, но относятся как к необходимому злу. Считается, что если твой велосипед украли, тебе нужно всего лишь написать заявление в страховую компанию, а потом пойти и купить новый. Одно из необходимых условий для страхования велосипеда — наличие на нем замка на заднее колесо. Это самый популярный вид велозамков в Дании (такой был и у нас на прокатных велосипедах), и один из самых удобных: перекусить его непросто, потому что не подобраться. Но лучше все-таки иметь и второй замок (U-lock или хотя бы цепь потолще), так как даже при блокировке заднего колеса велосипед можно просто утащить.

Велосипед с замком на заднем колесе.
Велосипед с замком на заднем колесе.

Велопрокат

Как я уже писала, велопрокатов в Копенгагене не просто много, а очень много. Есть, конечно, и уникальный в своем роде официальный городской велопрокат. Почему уникальный? Да потому что велосипеды в аренду там предлагаются не простые, а электрические. Прокат Bycyklen открылся чуть больше года назад, и на данный момент в Копенгагене насчитывается 71 парковка и 1000 велосипедов (планируется, что в скором времени их будет уже 1860).

На парковках нет никаких терминалов для оплаты, все действия нужно совершать на встроенном в велосипед планшете. Помимо возможностей управления своим аккаунтом, в этом планшете есть и GPS, который прокладывает оптимальный маршрут по городу.

Электрические велосипеды Bycyklen.
Электрические велосипеды Bycyklen.

Пока мы рассматривали одну из таких парковок, на ней как раз работал технический специалист: он проверял, как работают планшеты, все ли в порядке с велосипедами и т.д. Увидев мой интерес, предложил взять велосипед на тест-драйв! Я, конечно, не отказалась, тем более до сих пор никогда не каталась на электрическом велосипеде (отношусь к ним несколько свысока, что и говорить). Первые несколько минут было очень непривычно и чересчур легко, но в принципе, эти велосипеды мне понравились: уж точно нет ощущения, что они неожиданно развалятся, как это часто бывает с ситибайками в других городах.

А теперь о погоде (с)

Напоследок хочется вспомнить, как противники велосипедов и велосипедистов говорят, что не надо ничего делать в таких городах, как Москва, потому что у нас же полгода зима, везде снег, ездить невозможно, так зачем же вообще что-то нужно, если использовать велосипеды можно только в летнее время? Вместо ответа просто предлагаю посмотреть на прекрасную фотографию, сделанную в Копенгагене компанией Copenhagenize. Компания специализируется на консультации городских властей с целью создания удобной велосипедной среды.

Зима — не повод слезать с велосипеда.
Зима — не повод слезать с велосипеда.

Comments

comments

2 thoughts on “Копенгаген и велосипеды

  1. Вот мне тож всегда нравится про зиму в Москве и т.п. – мы говорим о Копенгагене, это Дания блин, там знают, что такое зима!! Вообще потрясно конечно, как все организовано, дорожки, светофоры (согласна – на светофорах велосипедистам останавливаться тупо, не дожили еще до такого трафика и перекрестков)) , хотя если едут там же где и машины…ессно-придется останавливаться.
    Правила ад! Я думала в Гибри сложно:) Хотя тут только скажут “мэм, а где ваш фонарик, не соблаговолите ли пойти пешком и толкать свой лисапед рядом”, никто не впаяет штраф на дикие деньги.
    Ну и вообще папа у меня зимой в молодости на работу гонял на велике и норм.
    Так что согласна с властями Копенгагена на все 100% и 200 и 300.
    А электровелик-то как?? Быстро едет?

    1. Там еще и осень может быть довольно-таки мерзкой – очень промозгло, влажность большая плюс ветер сильный. Нам повезло, но могло и не повезти, но всем велосипедистам это пофигу))
      Про светофоры – во-первых, они ДОЖИЛИ до такого траффика, а, во-вторых, да, имеются в виду велополосы вдоль автомобильных дорог, то есть, приходится соблюдать все правила. А вот на выделенных дорогах перекрестков, естественно, гораздо меньше. Мы, кстати, по такой ехали – она идет вдоль огромной трассы, но в низине и там только велики.
      Ну с другой стороны, в Гибри не такой трафик, поэтому на нарушения закрывают глаза. А тут все-таки от этого зависит жизнь и здоровье людей.

      Электровелик нуууууу. Ну он 30 км в час без усилий, но не знаю, в чем кайф. В гору, может, имеет смысл, но я все равно скептически настроена)

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *